Большие задачи малой автоматизации

Главной задачей нашей статьи является выявление той области автоматизации, эффект от внедрения которой будет больше. И это вовсе не большая торговая сеть, как наверняка думает большинство. Постараемся раскрыть все карты сложившейся дилеммы.


Зачастую крупные организации постоянно совершенствуют своё информационное пространство новыми технологичными решениями для лучшего управления своим бизнеса. Владелец бизнеса выбирает ту единственную дорогу оперативного управления, которая приводит его к повышению эффективности, сохранению конкурентоспособности и развитию компании.


Буквально полтора десятка лет назад  рядовой бухгалтер или кадровик, решая свои  повседневные задачи, вычерчивая шариковой  ручкой огромное количество цифирных  значений на бумажных листах, создавал один  простецкий отчет в день. Тогда они даже не  думали, что через лет пять появятся такие  системы автоматизации, как «1С:Бухгалтерия»  или «1С:Управление Торговлей», а инвентаризация на большом складе может  пройти всего за полдня, а то и меньше с  помощью терминалов сбора данных и Rfid-меток! Но время идет, и технологии постоянно совершенствуются. На данный момент трудно представить супермаркет без эффективной автоматизированной системы учета и торгового оборудования, позволяющей в оперативном режиме отслеживать все торговые бизнес-процессы. Такая система требует наличия у себя на вооружении системы штрих-кодирования, терминала сбора данных, фискальных регистраторов, POS-систем и т.д.


Если обратить внимание на отличие между программами для автоматизации торговли и бухгалтерскими комплексами, то разница будет очевидна. В торговых программах ведется ежесекундный оперативный учет. Пользователями данного продукта будут являться менеджеры, товароведы и продавцы, которым вовсе не обязательно иметь бухгалтерское образование и знать, что такое план счетов.



А что отвечают владельцы маленьких торговых точек на тему автоматизации?



«У меня маленький магазинчик, у меня нет свободных денег на это, у меня небольшой ассортимент, я лучше потрачу деньги на другое дело, мало покупателей и работников. Нам не нужна автоматизация». Безусловно, такие факторы имеют место быть, и их можно понять. Но для того, что бы эффективность управления торговым предприятием была на высоте, необходимо контролировать весь бизнес-процесс. При этом джокером будет являться непрерывность и оперативность решения этих задач, что имеет одинаково большое значение для всех компаний.


Для выполнения этих бизнес-процессов в крупных организациях созданы целые департаменты, в которых балом правят их руководители. При этом руководитель перестает заниматься оперативно-тактическим управлением и начинает контролировать общие процессы предприятия и его стратегическое развитие. Всю исчерпывающую информацию для этого он может получить в полном объеме из автоматизированной информационной системы.


Владелец небольшой фирмы, не может позволить себе увеличить штат для того, чтобы передать выполнение бизнес-процессов своим подчиненным, в отличие от своего коллеги в крупной компании. В связи с этим на его плечи ложится львиная доля задач, которые необходимо выполнять самому. В большинстве случаев потому, что делегировать выполнение оперативных задач невозможно — ведь без специального программного обеспечения практически невозможно отслеживать в оперативном режиме качество исполнения этих задач!


Таким образом, оперативное управление и учет необходимо реализовывать более чем тщательно именно в небольших торговых организациях, т.к. для них каждая ошибка может быть последней.



Предлагаю обратить внимание на следующий вопрос: Как переживет владелец большого супер- или гипермаркета следующие проблемы и насколько они будут критичны?

  • Задержка оплаты поставщику
  • Увольнение кассира
  • Задержка в поставках определенной номенклатурной позиции
  • Несколько негативно настроенных клиентов
  • Воровство сотрудников

Неудивительно, что даже одна из перечисленных проблем может сыграть роковую роль в деятельности небольшой фирмы, тогда как владелец крупной сети даже не потеряет и грамма нервов. Тем самым, руководство крупной торговой сети занимается задачами стратегического развития и общего контроля управления компанией, а перед руководителем небольшого магазина стоит глобальная задача по выполнению огромного объема оперативной работы. Вот и получается еще один мотивационный пункт для развития своего дела и перехода из сферы малого бизнеса на другую ступень. Поэтому программное обеспечение и торговое оборудование для оперативного управления важнее именно для небольших торговых предприятий, как бы это парадоксально не звучало.


Тогда почему же владельцы малого бизнеса так сложно решаются на этот шаг? Ответ большинства – недостаточно средств. И это действительно удовольствие не из дешевых. Но если смотреть шире на эту проблему, то станет ясно, что это более разумный ход. Каждый владелец пришел в бизнес именно с идеей развития и расширения своего дела, поэтому есть ли возможность выяснить в оперативном режиме сколько покупателей было, какой товар наиболее востребованный и есть ли задолженности перед кредиторами, то почему бы ей не воспользоваться?!


Конечно есть и другая причина не внедрять автоматизацию. Такой причиной, как правило, себя программируют те, кто не знает, как оценить окупаемость автоматизации. Конечно, любая автоматизация бизнес-процессов зависит от правильно подобранного программного обеспечения, торгового оборудования и того места, которое планируется автоматизировать. На самом деле, средняя окупаемость выхода на новый уровень исчисляется в 5-7 месяцев, эти цифры основаны на сложившейся статистике успешных проектов. И именно это и есть денежная окупаемость, так как организационную и эффектную оптимизацию процессов управления владелец получает после ввода в эксплуатацию системы!



Девяшин Дмитрий Геннадьевич,

Руководитель отдела продаж